Резюме как инструмент для поиска работы

Правила написания резюме

Резюме является документом, представляющим соискателя работодателю, поэтому от его качества зависит шанс попасть на собеседование. Как в пословице «встречают по одежке, а провожают по уму», резюме является той самой одежкой, по которой встречают. Поэтому важно составить качественное резюме, которое презентует человека, выделить наиболее сильные стороны, которое дают понять, что именно Вы должны получить работу.
Резюме — написанный в свободной форме документ, содержащий необходимые данные о человеке. При составлении следует придерживаться определенных правил, чтобы оно выглядело наиболее привлекательно и произвело подобающее впечатление.

Для резюме верно высказывание: «краткость — сестра таланта». Объем не должен превышать 1-2 страниц машинного текста и не более 2-3 рукописного. Во-первых это необходимо потому, что человек, читающий объёмистый текст, не сможет правильно оценить Вас как соискателя, он просто будет теряться в тексте. Во-вторых, это проявление уважения к менеджерам, которым приходится читать сотни резюме в день. И, наконец, в третьих, краткое резюме показывает способность человека четко и кратко излагать свои мысли.

При составлении резюме не лгите. Эту ложь обычно легко вычисляют, при этом впечатление о Вас испортится и шанс получить работу становится нулевым. Кроме того, не стоит включать в резюме фотографий, если только вакансия не требует презентабельной внешности (например, секретарь).

Не делайте грамматических и стилистических ошибок в тексте. После составления резюме обязательно проверьте его на наличие ошибок, эти досадные мелочи могут испортить впечатление о Вас.


В структуру резюме обязательно должно быть включены следующие пункты:
 

  • цель;
  • предполагаемая заработная плата;
  • контактная информация;
  • автобиографические данные;
  • сведения об образовании;
  • профессиональные навыки;
  • список мест работы;
  • дополнительная информация.


Цель. Целью является должность, на которую Вы претендуете. Она является Вашим ориентиром, показывает, ЧТО Вы хотите. В соответствии с ней необходимо составлять всё резюме, например в разделе «профессиональные навыки» необходимо указывать лишь те из них, которые соответствуют цели, связанные с будущей работой. Кроме того, наличие цели сильно облегчает работу сотрудников, которые их просматривают, больше вероятность, что оно будет оценено правильно. В том случае, если Вы претендуете на несколько вакансий, которые не связаны между собой, например, инженер и менеджер по продаже технического оборудования, следует написать несколько резюме с разными целями и рассылать их отдельно.

Предполагаемая заработная плата. Здесь необходимо адекватно оценить свои способности, иначе Вы рискуете либо устроиться на низкооплачивамую работу, либо быть малопривлекательным соискателем и искать работу долго, не найти ее совсем, или получить соответствующие требования на работе, которые будете не в силах исполнить.

Контактная информация. Как правило включает телефон, электронную почту. Следует оставить контактный телефон, по которому можно связаться с Вами или человеком, которому можно оставить сообщение в течение нормального рабочего дня (примерно с 9.00 до 18.00 часов). В том случае если это невозможно, следует оставить адрес электронной почты и регулярно ее проверять. В тех случаях, когда в течение продолжительного времени с кандидатом невозможно связаться, работу с ним, как правило, прекращают.

Автобиографические данные. Эти данные должны включать:


1. Фамилию, имя и отчество;
2. Год рождения;
3. Семейное положение, наличие детей, их возраст;
4. Место проживания;
5. Место прописки.

Сведения об образовании. В этом разделе необходимо указать какое вы получили образование (высшее, 2 высших, неполное высшее, среднее высшее, и так далее). Затем в хронологическом порядке описываются учебные заведения в которых вы обучались (школу описывать не стоит). В описание следует включить:


1. Полное название учебного заведения;
2. Год начала обучения;
3. Год окончания обучения;
4. Факультет;
5. Специальность;
6. Полученная степень;
7. Дополнительная информация.

В дополнительную информацию может входить тема дипломной работы (если, например, она имеет отношение к вакантной должности), причина ухода из учебного заведения, и т. п.

Так же в это раздел следует включить курсы, занятия, курсы повышения квалификации, если они имеют отношение к вакантной должности, в противном случае эти сведения будут попросту увеличивать объем резюме. Следует указать место обучения, название курсов, когда они проводились и их продолжительность. Если курсов (занятий) было большое количество, стоит оставить в резюме только самые значимые, около3-4.
Профессиональные навыки. Вам необходимо составить список профессиональных навыков, которыми Вы обладаете, необходимых для работы на вакантной должности. Подумайте, какие из навыков наиболее важны для данной работы, включите их в первую очередь. Также включите список компьютерных программ, которыми вы умеете пользоваться, иностранный язык (если владеете, на каком уровне, как разговорный, так и письменный).

Список мест работы. Указываются с места последней работы. Если Вы работали не по трудовой книжке, то это место работы также следует указать, пометив, что работа производилась по договору. Обычно указывают 5 последних мест работы, но если до этого работа имела отношение к соискаемой должности, лутше кратко о них упомянуть. Чем больше опыта работы в данной сфере, тем больше шансов в дальнейшем получить желаемую работу. При описании места работы следует указать:


1. Название компании;
2. Время работы в компании;
3. Должность;
4. Функциональные обязанности;
5. Достижения.

Название компании и должности необходимо написать официальные. Время работы указывайте до месяца, чтобы был точно виден стаж Вашей работы. Функциональные обязанности включают в себя краткий перечень обязанностей, которые Вы фактически выполняли на своем рабочем месте. В достижениях можно написать, каких успехов на данном месте работы Вы добились, похвалите себя.

Дополнительная информация. Охарактеризуйте себя с положительной стороны. Вам нужно дать понять, что своими личными качествами вы подходите для работы. Перечислите ваши качества (пунктуальный, ответственный и т. д.), но этих качеств должно быть не более 5. Добавьте информацию о наличии водительских прав, автомобиля (если работа, например, связана с разъездами), вашем хобби (кратко, 5-6 слов). Также обычно в этот раздел включают сообщение о наличии рекомендаций.

 


Итак, Ваше резюме готово. Прежде чем заняться его рассылкой, хотелось бы дать еще несколько советов:


1. Когда отправляете резюме по электронной почте, желательно, чтобы оно было в теле письма (не прикрепленным файлом). К сожалению, некоторые (хотя это очень редко) работодатели и агенства не рассматривают письма с вложенными файлами из-за боязни заразиться вирусами. Если же вы отправляете вложенным файлом, желательно чтобы он был формата MS Word с расширением *.doc, так как он занимает мало места;
2. Подготовьте развернутое резюме. Оно необходимо во время проведения собеседований. От простого оно отличается более подробным описанием всех мест работы которые у Вас были. Если у Вас менее 5 мест работы, в развернутом виде резюме не требуется;
3. Подготовьте сопроводительное письмо. Оно требуется не всегда, его, как и развернутое резюме, обычно используют во время собеседований. Письмо пишется в свободном стиле, обычно оно содержит в себе список и контакты рекомендателей, а также описание проектов, деятельности на предыдущих местах работы, а также Ваших достижений. Объем обычно около 1-2 страниц. Наличие такого письма будет считаться хорошим тоном и добавит немало очков в Вашу пользу.